Дни рождения. Март 1 Иван Макаров
Врач
23 Михаил Ипатов
#27, Защитник
Дни рождения. Апрель 11 Антон Силаев
#21, Защитник
18 Матвей Тофт
#12, Нападающий
25 Андрей Крутов
#9, Нападающий
Дни рождения. Май
Полезные ссылки

Интервью. Арсений Варлаков: «Я – атакующий защитник»

Две сборных, плей-офф ВХЛ, гвозди и мозаика – защитник системы «Торпедо» Арсений Варлаков о переходе в Нижний Новгород и уральском детстве



– Давай начнем с того, где ты начинал заниматься хоккеем.

– Я родился в Миассе, это небольшой город в Челябинской области. Там мама отдала меня в хоккей. Помню, пришел, меня поставили на коньки, и я сразу начал кататься. В городе не было закрытой ледовой площадки, когда я там занимался, катались только зимой. Летом мы тренировались на коробке безо льда, у нас была только земля, иногда играли в футбол. И только когда начинало холодать, тогда у нас начинались ледовые тренировки. По началу лед такой себе был, неровный, не до конца промерзший. Машин не было, заливали мужики из шлангов, потом зачищали, чтоб мы хоть как-то могли играть. Так что хоккеем мы занимались только зимой.

 

– Получается, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь и часть ноября до первых холодов у вас был только теоретический хоккей и физподготовка, и только после – уже полноценные тренировки?

– Рядом был Чебаркуль, ехать недалеко (прим. ≈25 км), где строили закрытый ледовый дворец. Он, наверное, был первым и единственным среди ближайших городов, только туда можно было съездить и покататься. Вот летом туда и ездили. Но в мои самые первые годы, когда я только начинал заниматься, не было ничего. Все со временем начали строить. Дома, в Миассе, когда прихожу в места, где начинал тренироваться, вспоминаю все это.

 

– Это очень суровый хоккейный путь. Были моменты, когда хотел бросить?

– Нет, такого не было. Наоборот, все на эмоциях, на энтузиазме. В детстве я был спортивным пареньком, которому все нравилось. Всегда и везде любил во все поиграть: футбол, баскетбол, конечно же хоккей.

 

– А почему все-таки хоккей?

– Я даже не знаю… не могу вспомнить, в какие виды спорта еще мама меня водила. Футбол еще вроде бы, но как будто хоккей был тем самым, что мне было нужно.

 

– У тебя тогда был кумир?

– У меня в Миассе был 61 номер, в честь Максима Афиногенова.

 

– Он нападающий, а ты детства был защитником? Или ставили на другие позиции?

– В Миассе я был защитником, а вот когда уже перешел в «Югру», меня тренер на одну игру поставил нападающим. Он еще тогда сказал: «Ты можешь и в нападении сыграть. Хочешь попробовать?». Я согласился, меня поставили в нападение, и я сразу же в первом периоде забил. Но почему-то после этого меня больше не ставили (смеется).

 

– А сейчас хотел бы попробовать себя в другом амплуа?

– Нет, мне нравится в защите. Тем более я такой, атакующий защитник (улыбается).

 

– Расскажи по переход в систему «Югры». Когда ты переехал?

– В пятом классе я был, лет в 11-12. У тренера, который работал в Миассе, был знакомый тренер в Хантах. Наш тогда сказал, в Миассе точно нечего делать, нет будущего и надо пробоваться дальше. Помню, я еще маме говорил: «Как я так буду один жить?». Потом ничего, привык. Мы поехали еще с одним парнем из Миасса на просмотр. Не помню точно, сколько мы тренировались, но помню, как нам сказали: «Да, мы вас берем». Начинали мы жить в «Олимпийской» (прим. Гостиница в Ханты-Мансийске, где чаще всего живут приезжие команды), а учились в обычной школе. Нас возили каждый день, мы тренировались. Потом уже перешли в «Югру-ЮКИОР», это колледж-интернат, потому что туда было можно только с шестого класса. Вот мы там и жили, и учились до выпускного класса. Молодежка, когда я заходил, тоже жила в «Олимпийской», а потом уже переехала в другую – «На семи холмах».

 

– Сезон 2020/21, тебе 17 лет, и ты дебютируешь в МХЛ в составе «Мамонтов Югры». Как это прошло для тебя? Помнишь первый матч?

– Первый матч помню – «Ирбис», на выезде, в Казани. Это был ковидный сезон, у нас тогда не поехал главный тренер и некоторые ребята, болели. Мы приехали, две игры, первую проиграли – вели 2:0 и проиграли 2:3. На следующий день переодеваемся на второй матч, уже пора выходить на разминку. И тут заходит администратор и говорит, что игру отменили, потому что у нас много положительных оказалось. А мы вечером перед этим сдавали тесты. И мы все в обратном порядке: переодеваемся, собираем вещи, едем в гостиницу. Нас по номерам расселили, две недели в Казани мы сидели на карантине, некоторых отправили в местную больницу. К нам в это время приехал тренер из ВХЛ по физподготовке и мы с ним начали тренироваться. Помню, как прыгали по здоровой лестнице около Кремля (смеется).

 

– На самом деле запоминающееся начало в МХЛ. А что помнишь из того первого матча?

– Как пропустил третий гол. На самом деле там не только моя ошибка: но была суета, все в кучу. Но, помню, думал: «Ну как так? Это все из-за меня». Долго себя винил.

 

– Что был за случай, когда тебя назвали Терминатором?

– Матч против «Сибирских снайперов», меньшинство, 3х5, я тогда 4 броска заблокировал, три из них одной ногой.

 

– Синяки были?

– Я не помню. Но в один из бросков было больно, когда в конек попало, в щитки легче переносилось.

 

– А как прошел твой второй сезон в МХЛ?

– У меня в тот сезон было больше всего очков как у защитника, стал самым результативным игроком этой позиции. Думаю, это был прорывной год для меня. Меня заметили, вызвали в сборную, хотя в сезоне я даже не мог об этом подумать.

 

– Кстати, о сборной. Как узнал про вызов?

– В конце сезона, когда уже были обычные тренировки, меня добавили в чат «Сборная». Написали, что нас вызывают на Кубок Черного моря. Когда только вызвали, то я обрадовался, для меня это было ощутимым достижением. На этом Кубке было две команды: Белые и Красные, я попал в состав вторых и выиграл.

 

– Через несколько месяцев вызвали уже в другую сборную – в Sochi Hockey Open 2022. Как тогда отреагировал?

– Когда в Сочи вызвали… я тогда вообще… с такими глазами был несколько минут (смеется). Очень удивился, что меня вызвали, потому что там U25, КХЛ, а я только начинал предсезонку вместе с «Югрой».

 

– Что помнишь из той игры?

– На турнире было пять или шесть игр, самые первые я не играл, вышел на последнюю, со «СКА». Начинал седьмым защитником, но в первом периоде одного защитника посадили, а меня спросили: «Готов?». Я сказал, что готов. Меня выпустили. Первые смены были волнительные, но ничего особенного по игре не сделал. А вот во втором периоде уже пару раз сыграл в тело, отобрал шайбу у именитых игроков (улыбается). У Жафярова, помню. Я ему еще за воротами как в тело дал (смеется). Как пропустил гол, тоже помню. Бросок от синей линии произошел, а передо мной был игрок «СКА», кажется, Зыков, подставил. Шайба попала мне в клюшку и задела ворота. Это был пятый гол, мы проиграли. Еще во втором периоде я помню момент, как в ноль вывалился. Атака развивалась 3 в 2, я подключился и почти забил. Красивый момент был, но шайба попала в щиток.

 

– Насколько в современных реалиях ценны вызовы в сборную, когда максимальные зарубежные противники – Беларусь и Казахстан?

– Может для тех, у кого первый вызов, это важно и стоит поехать. Посмотреть, что это такое. А те, кто лидер в своих командах, кто ездил, играет в КХЛ, то уже не так ярко и интересно. Тем более, если турнир весной или летом, то это хорошая возможность не выпадать из ритма и еще немного поиграть в хоккей, продолжить сезон.

 

– Сезон 2022/23 – первый в ВХЛ. Как играть со взрослыми игроками в 19 лет?

– После турнира в Сочи вернулся на сборы в Ханты, с «Югрой» поехали на турнир в Альметьевск. Первый матч у нас был с «Торосом», я тогда начинал в первой паре с Иваном Лекомцевым, очень опытным хоккеистом. Мы тогда очень сильно проиграли, 6:0, кажется. Как будто против нас «Детройт» вышел играть и просто нас размотал (смеется). Мы на том турнире вообще одну шайбу забросили, и тому, кто ее забил, дали лучшего нападающего команды. Я тогда подумал, что очень слабо выступил, в первом матче вообще было «-3» или «-4» (прим. Коэффициент полезности действий). После этого турнира вернулись в Ханты, продолжили тренироваться, я еще тогда стал переживать, что меня отправят обратно в молодежку, потому что ничего и не показал на этом турнире. Но я остался, и мы поехали на турнир в Питер. Вот там мы хорошо выступили и заняли первое место. Я тогда одну или две передачи отдал. Вернулись обратно в Ханты, а там уже до сезона оставалось несколько дней. И когда на презентации команды меня представили как игрока «Югры» всему городу, тогда я понял, что остаюсь.

Сезон хорошо провел, сыграл 52 матча, набрал 15 очков. Правда в самом сезоне я не смог забить, за всю регулярку у меня было 0+11. Я тогда часть пропустил, потому что ездил на Кубок будущего в Питер, мы там, кстати, тоже выиграли.

 

– Что за турнир?

– Там были U20, U18, сборные Казахстана и Беларуси. Тогда еще провели первые международные матчи 3х3. Мы отыграли первую игру против сборной Казахстана, выиграли 6:1. Кстати там Митя Бреус тоже был, но мы недавно это выяснили (улыбается). После этого заходим в раздевалку, тренер называет состав, который остается играть 3х3. Проходит минут 20 после основной игры, дожидаемся соперника и это тоже оказывается Казахстан. Отыграли, возвращаемся в раздевалку, ждем еще 15-20 минут и играем уже с белорусами. Вот тогда уже чувствовалось, что мы устали. У нас, получается, была уже третья игра – один полноценный матч и второй 3х3, а они только приехали и были посвежее, но мы все равно выиграли 4:3.

 

– Вернемся теперь в Ханты-Мансийск в «Югру».

– Помню, что у меня в сезоне было много моментов, в которые я так и не забил. Думал даже, что не умею забивать, а только передачи отдавать, но в плей-офф все-таки открыл счет голам. Еще очень приятно, что меня выпускали в большинстве, такое доверие очень ценно.

 

– «Югра» заняла первое место в регулярном чемпионате и взяла Кубок Шелкового пути, но проиграла «Горняку-УГМК» в первом раунде плей-офф. Почему так вышло?

– Сезон получился хорошим, кубок даже не уезжал с арены (смеется) (прим. «Югра» выигрывала регулярный чемпионат ВХЛ 3 раза подряд). Мы когда вышли на «Горняк-УГМК», я вспомнил сезон, когда «Югра» их в четвертьфинале прошла, но это было непросто. А в предыдущем сезоне 2021/22, наш главный тренер Эдуард Занковец был главным в новокузнецком «Металлурге» и тоже не смог пройти в 1/8 «Горняк-УГМК». Тогда еще их назвали его проклятьем. Он очень хотел пройти их, говорил нам, что не хочет проигрывать этой команде еще раз. Нет ответа на вопрос «Что случилось?». Там вратарь как будто душу продал, нам очень трудно было забить. У нас в каждом матче было по 70-80 бросков, но забивали мы 1-2 гола. Мы в этом плей-офф еще два раза уходили в овертайм и во втором или третьем отрезке заканчивали матч. У меня в этих матчах было рекордное время, доходило до 30 минут.

 

– Кто из того состава, из взрослых игроков, давал больше всего советов и стал твоим наставником?

– Изначально больше всего помогал Иван Лекомцев, потому что мы в одной паре были. А уже по сезону Артем Воронин и Кирилл Лямин. Кирилл подсказывал и давал хорошие советы, которые помогали тогда и на сегодняшний день тоже.

 

– Для кого ты теперь в команде можешь стать наставником?

– Сейчас я могу всем подсказать, тем более ребятам, которые первый сезон зашли. Только они не подходят и не спрашивают. Наверное, не знают, кто я такой (смеется).

 

– После завершения плей-офф с основной командой сезон для тебя все равно не закончился – ты продолжил играть за «Мамонтов Югры».

– Да, попали на «Белых Медведей». Думали, быстро пройдем. Начиналось все хорошо – дома выиграли, но приехали в Челябинск и легли два матча, а у меня родители приехали посмотреть. Настроение было не очень: «Ну как так? Ну как?». А там площадка канадская была. Вернулись в Ханты, на своей площадке хорошо сыграли, выиграли, прошли спокойно. А потом мы попали на «Чайку» (смеется). Приехали в Нижний, отыграли первый матч, выиграли по буллитам. Думали, что дома точно заберем на родной площадке: она же у нас самая большая и всем сложно играть, а мы привыкли. Но тут уже Вася Атанасов на второй матч приехал, хет-трик оформил, хорошо начал (смеется). Приехали домой, настроение было только на победу: наша площадка, наши болельщики, а мы отлетели от «Чайки». Было грустно, потому что был шанс с той командой далеко зайти. 

 

– Мы аккуратно подошли к переходу в «Торпедо». Как принял решение?

– В апреле я приезжал сюда на тренировки, 4-5 дней, просмотр, так сказать. Кстати, тогда попал на одну игру финала «Чайки» (улыбается). А на тот просмотр много парней приезжало из разных команд. Тогда в последний день вызвали в тренерскую, сказали, что подтянуть, после этого я зашел в отдел кадров и подписал контракт. В мае меня уже объявили как игрока «Торпедо».

 

– С какими проблемами столкнулся после переезда в новый город и новую систему?

– Первая проблема была, когда я приехал летом на первые тренировки, негде было жить. Ну я и решил спросить у Васьки, можно ли у него остаться. Он без проблем согласился, потому что его самого не было в городе полмесяца. Он мне тогда сильно помог. Я приехал, заселился, новый город, ничего не знаю, никого не знаю, первые дни дома сидел (смеется). А когда Вася приехал, то с ним стало повеселее. Спасибо ему за адаптацию. Начал сборы с молодежкой, провели пару тренировок и тут узнаю, что Кирилла Свищева сюда подписали. Как только увидел, сразу созвонились, пообщались про эмоции и ощущения. Когда он приехал сюда, классно стало. потому что мы прошлый сезон ВХЛ начинали вместе, а потом он в Челябинск уехал.

 

– Про хоккей мы поговорили, а теперь давай коснемся внехоккейной жизни. Где ты учишься?

– В Хантах я учился в колледже-ЮКИОР, а после перехода в систему стали искать что-то в Нижнем и поступил, где многие парни из команды учатся. Глеб Чесноков, например, а еще Саша Пелевин. Это Индустриальный нижегородский колледж, учусь на физфаке на учителя физкультуры.

 

– Как вообще обстоят дела с социальной жизнью – интересы, увлечения?

– Сейчас книжку читаю, называется «Медвежий угол». Артемий Панарин ее советовал, книга про хоккей в Швеции. И еще книжка по совету Свищёва у меня есть. Книга-ежедневник, «6 минут» называется. Там теория с практикой совмещены, читаешь, а потом пишешь. Люблю в PS в футбол поиграть, последний раз играл за «Барселону» и «Реал Мадрид». И еще одно увлечение у меня появилось, когда мама приезжала. Она ехала на поезде и собирала алмазную мозаику. Я попробовал, мне так зашло! (смеется). Она собирала 20х20 см, а я заказал 40х50 см с воздушным шаром. Процесс потихоньку идет, поудобнее садишься и начинаешь. Меня это круто отвлекает, так спокойно сразу становится. Свищёв меня еще на гвозди поставил. Это еще в Хантах было. «На, – говорит, – вставай». 15 секунд простоял, стопы свело. Сказал, что больше никогда стоять на таком не буду. Потом к вечеру, думаю, точно минуту простою. Прошу доски еще раз. Простоял шесть минут. Решил заказать домой, посоветовался с Кириллом. В общем на своих я простоял 20 минут. Последний раз за два дня до игры с «Молотом» стоял. Но это никак не связано. Думаю, кстати, попробовать связать как-нибудь.

 

– Как справляться с недостатком и избытком свободного времени?

– Когда было по две тренировки, особенно когда первая такая жесткая, потому что еще зал, помимо льда, то никак (улыбается). Ты после этого еле обедаешь, залетаешь домой и спишь до талого. После второй ужинаешь, немного читаешь и спать, иногда часов в 10. А когда одна тренировка и еще не знаешь город, хочется сходить куда-нибудь, погулять, посмотреть новые места. Сейчас больше дома восстанавливаюсь. Иногда играю в шахматы, морально расслабляет.

 

– Планы дальше?

– В планах только расти как хоккеист. Попасть в первую команду, закрепиться. Хочется добиться высокого результата не только личного, но и командного.

  • Версия для печати

Время публикации: 24 октября 2023, 13:01

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

РЕЗУЛЬТАТЫ МАТЧЕЙ МХЛ


Группа ГАЗ Правительство Нижегородской области
2012-2024 Хоккейный клуб "Торпедо" Нижегородская область
E-mail: office@hctorpedo.ru
Использование фото и видео материалов допускается только с согласия пресс-службы.
Коммерческий отдел: reklama@hctorpedo.ru, администрация сайта: admin@hctorpedo.ru
Создание сайта: Андрей Малкин (дизайн) и Алексей Кудаков
џндекс.Њетрика